Строительство Калуга.

ЧТО ОДЕРЖИВАЕТ ВНЕДРЕНИЕ РЫНОЧНЫХ МЕХАНИЗМОВ

КАЛУЖСКАЯ ОБЛАСТЬ

Глава Калужской обладминистрации А. Д. Артамонов говорит, что их область бедная, но разбогатеет обязательно. О месте ЖКХ в этом даже с точки зрения оптимиста крайне непростом процессе беседа журналиста Рубена Юминова с и. о. директора департамента энергетики и жилищно-коммунального хозяйства правительства Калужской области Евгением КАШИРСКИМ. — Евгений Константинович, как осуществляется в области жилищно-коммунальная реформа? — Реформы — не замах топором, а планомерная, длительная и кропотливая работа, поэтому результаты в первую очередь видны коммунальщикам. Вместе с этим и население уже чувствует на себе часть отдачи от реформы. Это и оплата по экономически обоснованным тарифам, и оплата фактически полученных услуг, и повышение их качества, и, конечно, меры социальной защиты, хотя бы в части предоставления субсидий. А разве оплату жилищных услуг в зависимости от качества жилья население не заметило? В нашей области за последние три года заменено около 100 морально устаревших водогрейных котлов, ликвидировано 20 маломощных котельных, работающих на угле. Перемычки железобетонные с доставкой.Построено и реконструировано более 60 котельных. Экономический эффект от их реконструкции составляет 120 млн. рублей в год. А в результате децентрализации систем отопления ликвидируются ставшие лишними теплосети. Это, кстати, тоже почувствовало население в виде стабильного теплоснабжения и снижения тарифов. А вы слышали, чтобы за подачу теплоносителя не той температуры виновникам тут же предъявлялись штрафные санкции? У нас это практикуется. Создаются службы единого заказчика. Таковые созданы в 40 процентах муниципальных образований. Они не только усиливают контроль за качеством предоставляемых услуг, но и влияют на снижение затрат их производителей и поставщиков. Ими обслуживается почти половина жилищного фонда. За годы реформ построено более400 километровгазовых сетей. Это газ в квартирах и котельных, снижение затрат на отопление. Но есть у нас и свое топливо, Так сказать доморощенное. На территории области несколько десятков месторождений торфа, не использовать его просто грех. При такой зиме, которая была в нынешнем году, вполне можно топить котельные своим торфом и использовать его для отопления частных домов, особенно в сельской местности. Мы планируем разработку торфа поставить на промышленную основу и начать изготовление торфобрикетов с добавлением угля. Вот тебе и дополнительные рабочие места, вот тебе и энергосбережение. Сейчас область потребляет около 50 тыс. тонн угля, а будем потреблять примерно 15 тыс. тонн. Стоимость торфа во много раз меньше стоимости угля, а значит, и мы внесем свой вклад в экономическое развитие области. — Добыча торфа — это хорошо. Но не навредите ли вы природе? — Нет, ни жизнь не позволит, ни совесть, да и наши «зеленые» всегда начеку. Сейчас ничего не делается без согласования с экологами. Ну а что бывает, когда мы добываем щебень? Остаются карьеры. А почему в карьерах после торфа не поставить завод по утилизации отходов? В городе Малоярославце мы приступаем к строительству завода по сортировке отходов: отдельно металл, отдельно стекло, отдельно бумага… В Калуге и Козельске — стекольные заводы, вот и сырье для них. Это первый этап. По программе «Отходы» у нас сейчас разрабатывается проект завода по утилизации промышленных и бытовых отходов. — Вы считаете Калугу чистым городом? — Нет, сегодня Калуга утратила былое великолепие. И на нас отразилось десятилетие экономического спада страны. Калуга была совершенно не такой в 70-80-е годы. Она десятки раз занимала лучшие места в России по благоустройству, добивалась знамен и грамот. Сейчас появились проблемы бюджетного недофинансирования. Ведь сегодня как на федеральном, так и на областном уровне рассматриваются только вопросы возмещения части расходов по жилью и коммунальным услугам. Затраты на благоустройство, озеленение, уличное освещение, бани, на содержание кладбищ лежат на плечах муниципалитетов, и с учетом недостатка средств в местных бюджетах объемы работ значительно снизились. Однако и в это непростое время и коммунальными службами, и населением Калуги делается многое для наведения чистоты в городе. Пройдет несколько лет, и Калуга восстановит свою красоту. Посмотрите, какие красивые дома строятся, какие дороги и мосты… С принятием нового Налогового кодекса мы потеряли очень многое. Отменили налог на содержание объектов ЖКХ и соцкультбыта. Полтора процента — но и этих денег лишились. А что взамен? Ничего. И получается, что льготы не компенсируются, количество налогов сократили… Как коммунальщикам жить? Вот одна из проблем — водообеспечение. В Калуге население платит за воду значительно больше, чем в Туле. Виноваты ли в этом коммунальщики? В годы «застоя» было принято решение о переходе от артезианских скважин на открытый водозабор, то есть воду стали брать из Оки. В то время это было дешево. А сейчас стоимость реагентов (составляющих очистку) возросла неимоверно. Да и часть поставщиков вдруг оказалась за границами государства. Используются десятки тонн марганцовки. Зайдите в аптеку и посмотрите, сколько стоит щепотка этого самого марганца. А сернокислый алюминий или хлор… Раньше все это стоило копейки. На мой взгляд, реформы научили нас мыслить, не расслабляться. В мае мы составили план мероприятий подготовки к будущей зиме. Образно выражаясь, сани стали готовить даже не летом, а весной. Причем проблемы энергосбережения поставлены на первый план. У нас ведется плодотворная работа по внедрению приборного учета тепла и газа. За три года реформирования отрасли оснащена приборами учета энергоносителей половина организаций и учреждений, финансируемых из областного бюджета. Годовой экономический эффект впечатляет — три миллиона рублей. Все приборы, как правило, окупаются в течение одного отопительного сезона. В большинстве муниципальных образований приняты программы энергосбережения, в которых отданы приоритеты установке приборов учета. Вот вам и место реформы ЖКХ в экономическом развитии Калужской области. — Говорят, что приборами учета энергоносителей проще пользоваться, чем их устанавливать. — Ну что же, мнение не лишено оснований. Только следует уточнить, где ставить: в здании или в квартире. У вас, к примеру, какая квартира? Ага, трехкомнатная. Значит, минимум четыре стояка отопления. Конечно, хлопотно. Но это ведь старое жилье. У нас теперь строятся дома с горизонтальной разводкой отопления в квартирах. Там нужен всего лишь один счетчик. Поставив прибор учета на доме, опять же один, мы «отсекаем» потери на теплотрассах и водоводах, и население платит только за то тепло или воду, которое фактически получило. Это в свою очередь заставляет энергоснабжающие организации решать вопросы потерь. — На соседней Брянщине тоже реформируют жилищно-коммунальное хозяйство. Две организации даже получили общероссийское признание. А как смотрится коммунальная деятельность в Калужской области с федеральных позиций? — Ну, в вопросе признания на общероссийском уровне мы обогнали Брянскую область. В прошлом году признаны победителями Всероссийского отраслевого конкурса шесть наших предприятий, в этом году — еще четыре. Вообще, у нас стало традицией ежегодно занимать призовые места. И это не похвальба. Предприятия «Калугаоблводоканал», «Калужские городские электрические сети», АО «Галантус» (занимается выращиванием цветов), обнинские жилищные управления NN 2, 3, многоотраслевое предприятие жилищно-коммунального хозяйства г. Кременки, город Малоярославец — вот наши маяки. Глава муниципального образования г. Кременки — человек молодой, энергичный, грамотный — первым понял важность реформирования отрасли. У него все нововведения по реформе и опробируются. Когда кому-то говоришь, что надо выполнить какую-либо важную работу, а он: «А вот нельзя, вот не выходит», я в ответ: «А почему у Логинова в Кременках все получается?». Логинов первым ввел плату за капитальный ремонт жилья, плату за найм, за излишки жилья и т. д. Я считаю главным показателем деятельности наших служб количество жалоб и обращений в высшие инстанции. Из этого города максимум две жалобы в год. Народ понял, для чего все делается. Хотя, конечно, он не ходит с плакатом «Да здравствует реформа!». Настоящим полигоном для испытания новинок стал наш Малоярославец. Именно здесь апробируются многие новшества. Вы видели котельную, которая полностью работает в автоматическом режиме? В Малоярославце впервые в области применены частотные преобразователи и многое другое. Сейчас готовим документы о признании этого города постоянно действующей демонстрационной зоной высокой энергоэффективности. — Евгений Константинович, «страшилкой» реформ является повышение платы за жилье… — Смотря для кого. К оплате мы подходим по-разному. Если доходы в расчете на одного члена семьи ниже прожиточного минимума, то это уже социальный наем, меньшая плата берется. В Калужской области около 6 тысяч семей получают субсидии. Практикуется и такое: не в силах человек погасить задолженность сразу, пожалуйста, плати, допустим, в течение года. В области отчитываются о расходовании средств, получаемых от населения в виде платежей. Например, в Калуге регулярно в местной печати публикуются отчеты о распределении финансов, собранных за капитальный ремонт жилья. Население знает, сколько денег собрали и на какие конкретные дома эти деньги истратили. Это способствует взаимопониманию. Правда, не всегда со всеми. Случается, за субсидиями приезжают на иномарках. А как-то и такое было. Начальник налоговой инспекции (?!) одного из районов долгое время не платила и платить не хотела, задолжала довольно внушительную сумму. Взяли, через суд. Преобразования в нашем ЖКХ начались после принятия программы «Реформа жилищно-коммунального хозяйства на территории Калужской области», утвержденной постановлением областного законодательного собрания в начале 1998 года. Осуществляется постепенный переход предприятий жилищно-коммунального хозяйства в режим безубыточного функционирования за счет сокращения бюджетного финансирования, ведется работа по демонополизации и развитию конкуренции на рынке жилищно-коммунальных услуг, повышается их качество, реализуется программа адресной поддержки низкодоходной части населения в виде субсидий. На территории области введены стандарты по социальным нормативам площади жилья, нормативам потребления и оказания коммунальных услуг. При превышении население оплачивает услуги в повышенном размере, вплоть до полной стоимости. Половина муниципальных образований области уже ввела особую плату за второе жилье и 66 процентов — за социальный наем жилья. В 52 процентах муниципалитетов введена дифференцированная плата за жилье. В 28 — платят за капитальный ремонт, что позволило собрать, например, в 2000 году более 20 млн. рублей, направленных строго по назначению — на ремонт кровель. Начата работа по переводу на самоокупаемость отдельных видов коммунальных услуг. В основном это вывоз твердых и жидких, отходов и услуги лифтов, что позволяет дополнительно получать в бюджеты около 800 тыс. рублей в месяц. Для контроля за расходованием средств, собираемых с населения, своевременности «расщепления» платежей и улучшения обслуживания существуют единые расчетные кассовые центры. В области постоянно ведется контроль за ценообразованием в сфере жилищно-коммунальных услуг. Создана соответствующая комиссия из высококвалифицированных специалистов различных департаментов, антимонопольного управления, общества защиты прав потребителей. Утверждение тарифов в муниципальных образованиях происходит только после их согласования с этой комиссией. В целом работа позволила сэкономить более 11 млн. рублей. Большинство населенных пунктов области можно отнести к категории малых городов и сельских. В этой связи у нас не нашел широкого применения задуманный «наверху» конкурсный отбор подрядных организаций. Процесс сдерживается малыми объемами работ, большой задолженностью муниципальных образований за жилищно-коммунальные услуги по предыдущим годам и неуверенностью подрядных организаций в расчетах за выполненные работы. Однако приобретение материалов для ремонта, аварийно-технического запаса, реконструкция котельных и заготовка топлива на зиму проходят только на конкурсной основе. Активизировался процесс демонополизации жилищно-коммунального хозяйства. Но демонополизация отрасли путем создания товариществ собственников жилья (ТСЖ) не получилась. Опыт функционирования созданных 46 ТСЖ показал, что в настоящее время они не способны оказать существенное влияние на управление жилищным фондом и качество его обслуживания. Основными причинами этого служат: несовершенство закона, сложная процедура регистрации, отсутствие гарантированного бюджетного финансирования жилищно-коммунальных услуг и льгот членам ТСЖ, большая степень износа жилищного фонда и проблема его многолетнего недоремонта, отсутствие льготного налогообложения. В общем, ТСЖ передают функции управления своим жилищным фондом муниципальным жилищно-эксплуатационным предприятиям. На протяжении 1997-2000 годов среднеобластные показатели стоимости жилищно-коммунальных услуг в расчете на один метр жилья были ниже федеральных. Однако из-за роста цен на энергоносители в первом квартале 2001 года стоимость содержания жилья немного превысила федеральный стандарт. Для успешного продолжения реформирования отрасли считаем необходимым следующее. Ускорить работу над новым Жилищным кодексом, в котором надо четко определить полномочия органов государственной власти по регулированию жилищных правоотношений. Положения нового кодекса должны соответствовать Гражданскому кодексу Российской Федерации. Утвердить новые правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда. Принять закон «О жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации». Внести изменения в Закон «О товариществах собственников жилья», направленные на приведение его в соответствие Гражданскому кодексу и другим нормативным документам. Жизнь подсказывает, что следует пересмотреть систему предоставления льгот на оплату жилищно-коммунальных услуг. Имеется в виду ликвидация системы предоставления льгот по профессиональному признаку. Считаю целесообразным изменить ст. 15 «Местные налоги и сборы», гл. 1, ч. 1 Налогового кодекса Российской Федерации в части восстановления отмененного полуторапроцентного налога на содержание жилищного фонда и социально-культурной сферы. Следует дополнительно проработать вопрос установления максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилищно-коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Согласен с мнением специалистов, что Закон «О несостоятельности (банкротстве)» нужно подкрепить положением о невозможности или запрещении процедуры банкротства предприятий жилищно-коммунального назначения, если основным должником является муниципалитет. Из-за длительного бюджетного недофинансирования сегодня практически любое предприятие является банкротом. Очень важно упорядочить ценообразование на энергоносители. При изменении цен на них в течение бюджетного года обоснованно производить финансирование повышения цен за счет федерального бюджета.

Комментарии запрещены.

Gallery
2012-03-07_13-52-54_811 20120304%2520016 20120304-012 20120519-029
Прочность бетона.
Прочность бетона очень высока, в особенности, при сжатии. Если сделать куб из бетона со стороной 10 см, то он сможет выдержать нагрузки от 20 до 40 тонн. Современные бетоны еще более прочные. Они выдерживают нагрузку от 500 до 600 килограмм на сантиметр своего объема. При растяжении прочность бетона значительно меньше. Этим бетон отличается от прочных материалов, таких, как сталь, прочность которой при растяжении примерно равна прочности при сжатии. Позже, при изобретении железобетона, этот недостаток исчез. Теперь бетон стал эффективен как при сжатии, так и при растяжении. Сейчас он очень активно применяется в строительстве различных сооружений. Помимо прочности, он обладает такими свойствами, как стойкость к воздуху, огню и воде. Бетон также приобрел некоторые свойства стали, такие как упругость и прочность при растяжении. Там, где предполагается растяжение, в железобетонные конструкции устанавливают стержни из стали. Они и берут на себя основную нагрузку при растяжении. Железобетон широко распространен в таких областях строительства, как строительство мостов и плотин, полос аэродрома, резервуаров, фабрик и жилых домов. Сейчас бетон без использования стали (арматуры) применяется очень редко.